Добро пожаловать, Гость! Авторизоваться или зарегистрироваться.
  Ваша корзина пуста!
Рубрики
Голосования
22 мая 2010

Стоит ли «винтаж» своих денег? Часть I

Стоит ли «винтаж» своих денег? Часть I
Автор Fletcher from www.mercenary.com
(Журнал MIX, Ноябрь)
 

 В самом начале зарождения отрасли звукозаписи, первые образцы студийного оборудования создавались с единственной целью – прямого удовлетворения потребностей звукорежиссеров. Многие владельцы первых студий имели серьезный опыт в области радиодела и поэтому именно они занялись разработкой и созданием первых прототипов  консолей (микшерских пультов), компрессоров, эквалайзеров и т.д. Ключевым моментом при создании своего оборудования был тот факт, что они не думали о рентабельности производства, а единственной задачей было создание превосходно звучащих записей.

Началось стремительное развитие индустрии звукозаписи, и в определенный момент на рынке возникла потребность в таком оборудовании. Эти умельцы занялись продажей, и таким образом зародился мир производства профессионального студийного оборудования. Первая компания которая занялась серьезными исследованиями и разработками в области звукозаписи была Bell Laboratories ( AT&T Bell Labs) www.bell-labs.com. Многие из этих первых владельцев студий и разработчиков воспользовались результатами этих исследований что позволило им достичь более продвинутого уровня качества звукозаписи.
 
Не смотря на то, что многие производители такой "бутиковой" продукции, все еще  создают превосходные студийные приборы, гораздо большее их число продает сравнительно посредственную продукцию. Соответственно для многих профессионалов такое «качество» является неприемлемым, и они всегда стремятся приобрести такое оборудование, которое помогает им достичь своего звука. Звук – который они представляют у себя в голове и который они мечтают воспроизвести в реальности. Для многих "винтажное" оборудование и помогает реализовать эти цели.
 
В наше время слово "винтажный" несколько злоупотребляется. Оно может хорошо подходить к хорошим винам или гитарам, но все-таки не столь однозначно к профессиональному студийному оборудованию. В то время как вино Château Lafite Rothschild 1962-го года для многих может быть практически недостижимой мечтой, а эл. гитара Strat 1960 года (первый выпуск с накладкой из палисандра) вполне может изменить жизнь музыканта, я все таки сомневаюсь, что кто-либо заявил бы, что консоль Neve 8014 созданная в 1974 г. превосходит версию 1972 г. (или наоборот J). Хотя консоль Neve может и рассматриваться как "винтажная" ее счастливым обладателем,  – "старая" зачастую это более приемлемый термин (хотя и гораздо менее лестный J).
 
 
Neve 8014 

Конечно, наличие ламп в каком-либо старом приборе, не обязательно означает что он хорош. Трансформаторные усилители Класса А, большие ручки, выцветшая покраска, неспособность пропускать прямоугольный сигнал, чрезмерность вторичных гармонических искажений или необходимость погрузчика для установки в вашей студии, – ни один из этих аргументов не делает такое оборудование высококачественным. Все что нужно хорошему звукорежиссеру, это возможность его применения в определенной ситуации, для достижения желаемого результата. 

Не смотря на то, что может быть я барыга и продавец в мое основное рабочее время, я все-таки остаюсь радиоинженером и звукорежиссером в свободное время. Я смог создать неплохой лейбл, и на моей стене висят несколько моих Золотых и Платиновых записей. В любом случае, в данной статье я решил подойти к этому обследованию с точки зрения моей практики звукорежиссера. Здесь вы не встретите таких слов как «Mercenary Audio» (ой сорри...). Далее я приведу небольшой список некоторых моих любимых приборов, и объясню почему.  
 
Начну с предостережения. История раннего периода индустрии звукозаписи, по большей части не задокументированна. Когда я начал сотрудничество с журналом Mix, чтобы собрать воедино информацию по "винтажному" оборудованию, я стал изучать груды оригинальных спецификаций и руководств производителей, старые рекламные объявления и т.д. – И я обнаружил, что они почти полностью бесполезны. Большая часть исторических знаний передавалась по методу сарафанного радио и могла быть значительно искажена со временем. Поэтому я рекомендую вам принять эту информацию с большой долей скепсиса. Журнальные статьи не заменяет вам ваш личный практический опыт.
 
МИКРОФОННЫЕ ПРЕДУСИЛИТЕЛИ
И так, мы начнем с того, что существуют две основные школы создания схем микрофонных предусилителей – ламповая и транзисторная. Многим из нас нравится звук многих транзисторных усилителей. В некоторых случаях они превосходят своих ламповых собратьев. Но при этом ламповые модели усилителей имеют более явно выраженный окрас и характер своего звучания. Давайте сначала рассмотрим некоторые ламповые образцы:
Пожалуй, наиболее популярные (на данный момент) это приборы, созданные на основе немецких стандартов качества в области радиоэлектроники после второй мировой войны.
 
 
 
Они создавались несколькими производителями для отрасли радиовещания Германии, а также в последующем использовались другими компаниями (в первую очередь EMI) для создания высококачественных консолей. Усилители V-72, V-72A, V-76 и V-78 пользуются наибольшей славой. (V-74 представляет собой линейный усилитель, V-73 это компрессор и лимитер.)
 
 
Telefunken Rack V72, V76, V80
 
Здесь следует начать с самого известного усилителя V-72. Этот прибор был создан на двух лампах Telefunken EF-804S. Он имеет 34 дБ усиления и максимальный выходной уровень +15. V-72 особенно хорош для микрофонов с высоким  выходным уровнем, как U47, U67s (без PAD), M49s, C-12S и т.д. V-72 обеспечивает очень музыкальную искристость на верхних частотах, а также полноту тона и жирность звучания. В V-72A используются одна лампа E180F и одна лампа 5654, он имеет 42 дБ усиления, а также выходной уровень +15. Он будет лучше работать с конденсаторными FET микрофонами (414s, U87s и т.д.). Усилители V-72S использовались в консолях EMI REDD 37 Abbey Road, и именно на них были записаны альбомы The Beatles вплоть до альбома Sgt. Pepper. V-72S имеют 38 дБ усиления, но вы никогда не найдете его больше в продаже, поэтому можете просто не беспокоится о нем.   
Telefunken V-72
 
В V-76 используются четыре лампы EF-804S. Он имеет переменное усиление от 0 дБ до 76 дБ. V-76/80 имеют эквалайзер (бесполезный!) и фильтр верхних частот (почти бесполезный). V-76/ M не имеет этих особенностей и для моих звукорежиссеров звучит немного лучше. Он вдвое шире по размеру, чем V-72 и, соответственно, почти в два раза дороже.
 
 
Telefunken V-76 Repair
  
Пожалуй V-78, мой любимый из этой группы. Он имеет переменный входной гейн от 50 дБ до 72 дБ, что является чрезмерным в большинстве случаев использования, но гейн контролируется благодаря микрофонному регулятору mic pad Shure Brothers. Его максимальный выходной уровень +24, поэтому пусть вас больше не беспокоит
его необходимый запас по уровню громкости.
 
Регулятор PAD у Shure примерно настолько же акустически прозрачен, и он один из лучших с которым я когда-либо сталкивался. Это недорогой и незаменимый инструмент. Я настоятельно рекомендую всем кто серьезно занимается звукозаписью иметь по меньшей мере четыре таких. Вам они понадобятся, когда вы будете использовать модули V-78, поскольку их входной сигнал очень высок. (Нет, я не являюсь эндорсером Shure.)
 
Пока мы рассматриваем микрофонные предусилители, при использовании которых в большинстве случаях требуется ослабление входного сигнала (pads), давайте взглянем на некоторые модели ламповых усилителей американских производителей. The Langevin AM-16, the Altec 458, несколько RCAs, и мои любимые приборы Western Electric (WE) работающие на 300 вольтах постоянного тока. Они имеют огромный потенциал для достижения прекрасного звука, и думаю вы будете сожалеть, что не обращали на них внимания раньше.
 
Langevin AM-16
 
Langevin имеет очень "сладкий" музыкальный тон. Кажется, в нем нет столь значительных искажений как в Altecs и WE, но у него очень полное и глубокое звучание. Он придаст вашим записям прекрасную четкость, а также вам не придется жертвовать (урезать) низкими частотами, которые мы всегда стремимся сохранить.
 
  
Altec 458
 
Предусилители Western Electric использовались на всех тех, классических записях вокала Motown. Они, имеют эти прекрасные вибрации и искажения в диапазоне высоких частот, которые сводят вас с ума, когда вы слушаете записи Martha, Diana, Marvin и т.д. Их звук передает это свое особое чувство присутствия и мощи, которое остается недостижимым для других усилителей. Если вам уже наскучили записи современного rock 'n' roll, как и мне, включите радиостанции, проигрывающие старые записи. В течение часа вы начнете замечать различные искажения на вокальных треках этих записей, этот вокал, который приковывает вас к креслу, и начинает втягивать вас в композицию.
 
Я нахожу усилители Altecs и RCA очень схожими по тону, и они кажутся слегка более четкими версиями Langevins. При обеспечении не меньшей четкости тона, они могут придать любой записи эффект невероятного присутствия и сделать ее очень приятной для слуха.
 
  
RCA
 
В царстве транзисторных усилителей существует бесчисленное количество замечательных  предусилителей. Две самых известных и наиболее распространенных модели это Neve 1272 и API 512. Обе имеют очень четкое и широкое звучание. API немного яснее, но Neve все-таки выдает этот тон "Neve ", который ничем другим невозможно достичь. Я обнаружил, что с помощью комбинации этих двух предусилителей очень легко отделить гитарные и  вокальные треки, и тем самым великолепно сбалансировать композицию. Если я использую Langevin на барабанах, Altec на клавишах, Neve на гитарах, я оставлю API для вокала, а также возможны другие комбинации, которые могут украсит вашу музыку.
 
  
Neve 1272  
 
КОМПРЕССОРЫ / ЛИМИТЕРЫ 
На следующем этапе моего сигнального трака, как правило, идет компрессия. Так как мы договорились ограничиться винтажными приборами в рамками данной статьи, я вынужден опустить полдюжины новых приборов, которые во многих случаях делают тоже самое, но только лучше. Опять же, мне бы хотелось подчеркнуть, что не все новые приборы, которые позиционируются как заменители винтажного оборудования, на самом деле таковыми являются, качество некоторых из них оставляет желать лучшего и с ними лучше не связываться. Постарайтесь попробовать и использовать в работе как можно больше приборов, прежде чем вы решите для себя, что лучше подходит именно для вашего стиля студийной работы.
Мировой лидер среди компрессоров, как по своей стоимости, так и по производительности, это всеми превознесенный Fairchild 670.
  
 
Fairchild 670
 
Однажды мы протестировали этого 2-канального, 32 кг монстра в гостиной Лес Пола (Les Paul). Приборы с серийными номерами с 1 по 6 были прототипами и звучали немного лучше, чем последующие произведенные модели. Эти последующие модели (сейчас стоят более $ 20000) их нужно слышать, чтобы поверить! Эти приборы отличаются кричащей и броской плотностью звука, о которой вы всегда мечтали вместе с поразительной глубиной и гибко регулируемыми низкими частотами, которые вы когда либо слышали, и добавьте к этому прекрасные высокие частоты, которые переливаются и «танцуют», приводя вас в неописуемый восторг. Когда у меня нет под рукой этого прибора, я отправляюсь на студию Georgetown Masters в г. Нэшвилл и прошу Денни Парселла (Denny Purcell) отмастеринговать мои записи. Помимо того, что он является одним из лучших звукорежиссеров по мастерингу на планете, он имеет своих "Fairchildren" (пара 660-х и моно версия 670), которые всегда обеспечивают именно то звучание моих записей, которое я добиваюсь.
 
Кажется, что многие звукорежиссеры на западном побережье предпочитают постоянные параметры атаки и затухания  пресета # 4. Я предпочитаю # 2 и # 3, более быстрый спад, чем в пресете 4. В соответствии с руководством пользователя, цифры 5 и 6 пользовательских пресетов, но вы должны залезть внутрь схемы с паяльником, чтобы изменить их. (Кстати, пресет # 1 не работает, он просто очень быстрый).
 
Fairchild 670 был изначально построен для нарезки дисков и имеет горизонтальную и вертикальную регулировку, для ограничения смещения головки нарезки дисков. Я обнаружил, что на стерео треках перкуссии (барабан "конга" и т.п.), вы можете использовать эти настройки как почти психоакустическое устройство. Похоже, что он расширяет звук конго примерно на 0,3 м с обеих сторон при звучании на мониторах. Очень клевый эффект. 
Fairchild 670
 
RCA BA-6A является еще одним моим серьезным фаворитом. Я понятия не имею, как этот прибор работает, но все что проходят через него в результате получается в десять раз больше и шире. Это также удивительные микрофонные усилители - они имеют достаточно гейна, так что вы можете подключить микрофон напрямую в микрофонный вход и перейти непосредственно к записи. Они могут выдавать до 95 вольт на выходе, поэтому при его использовании на источниках линейного уровня я обычно обнаруживаю необходимость фильтрации входа и выхода на 20 дБ. Мне кажется, это обеспечивает оптимальный режим работы этого устройства.
 
 
RCA BA-6A
 
Эти приборы очень требовательны к обслуживанию и им необходим тщательный уход и забота, которые не должны проводиться лицами плохо знакомыми с этими устройствами. Специалисты компании RCA видимо, понимают это и включают в комплект поставки тестер для проверки ламп. Настройка имеет критическое значение, в противном случае вы потратите кучу времени, чтобы устранить громкое шипение.
 
Teletronix LA-2A, пожалуй, самый популярный (и плохо скопированный) из всех ламповых лимитеров. Подлинные LA-2 собирались в г. Саннивейл (шт. Калифорния, США), и их можно идентифицировать по серому цвету лицевой панели. Наиболее часто встречаемые модели были сделаны в Северном Голливуде, и их лицевая панель оформлена в цвет матового алюминия. Более поздние модели (с серийником от # 383) имеют переключатель на задней панели для выбора функции лимитера или компрессора. В ранних моделях, это было реализовано посредствам перемычки на восьмеричном сокете. На протяжении своей эволюции они производились от модели опто-аттенюатора T4-А до T4-B. Хотя некоторые люди клянутся, что они различают их звук. Я так не считаю.
 
 
Teletronix LA-2A
 
Во время моих поездок, я как-то наткнулся на ITA LA-1 и LA-1B. Хотя, кажется, встретить их можно гораздо реже, чем найти куриный зуб. Студия Ambient Recording около Стэмфорда (штат Коннектикут, США), имеет один LA-1B и он звучит великолепно! (У меня также есть один в запасе, и я надеюсь убедить Марка из Ambient Recording починить мой LA-1B)
В продолжение темы куриных зубов, Grover C. “Jeep” Harned, основатель MCI (Music Concepts Inc.) это тот парень, который создавал консоли и ленточные магнитофоны в 70-х и 80-х, однажды собрал ламповый лимитер для мастеринга, который способен делать некоторые изумительные вещи для гитар. Он может неким особым образом усиливать и выделять гитарный звук, так что гитары не мешают и не пересекаются с вокалом. Хотел бы я знать как он этого добился!
 
 
ITA LA-1
 
Ламповые приборы стали данью моде благодаря особому характеру своего звучания. Но существует большое количество транзисторных приборов, которые могут звучать лучше во многих случаях, чем ламповые приборы. Один из негативных побочных эффектов ламповых приборов это большое время срабатывания. Но также есть и много транзисторных приборов, особенно тех, в которых используются опто-аттенюаторы, которые имеют аналогичные проблемы с откликом.
 
Я думаю, это было в конце 60-х, когда Teletronix была куплена Universal Audio (все хвалим Билла Патнэма!) был рожден LA-3A. LA-3A для многих приложений это транзисторная версия LA-2A. У них есть некоторое различие в тоне. В то время как LA-2A имеет несколько воздушные артефакты искажений, LA-3A обладает более плотными средними частотами. Это более жестко звучащий прибор, с поразительно жирным звуком, который вам бы мог потребоваться, а также у него есть замечательная способность прекрасно выдвигать звук на передний план.
 
 
UREI  LA-3A
 
Компания Universal Audio переросла в UREI, а LA-3A был усовершенствован, и стал LA-4. LA-4 имеет гораздо четкое звучание, чем LA-3A, и более функциональное управление. Вместо коэффициента зависимого от входа, появилась возможность выбирать режимы 2:1, 4:1, 8:1, 10:1 или 20:1. Также стало возможным регулировать входной и выходной уровень, вместо регулировки порога и гейна в LA-2A и 3A. Все это дало возможность настраивать компрессию в соответствии с любыми потребностями, а не быть в жесткой зависимости от представлений производителя о правильных настройках компрессии. К сожалению, на протяжении лет оказалось так, что производитель разбирался в этом куда больше, чем многие пользователи этого прибора. По моему мнению, эта свобода выбора оказалась излишней и породила устойчивое злоупотребление компрессией.
 
 
UREI  LA-3A
 
Universal Audio также создали ламповый компрессор известный как UA 175 (175b), который с добавлением дополнительного регулятора стал называться UA 176. Затем UREI выпустили транзисторную версию этого устройства и назвали его 1176!
 
Universal Audio 1176
Ранние модели имели серебряную лицевую панель с голубой рамкой вокруг измерительного индикатора. У них были кнопочные регуляторы выбора коэффициента компрессии 4:1, 8:1, 10:1, 20:1, а также регуляторы атаки и спада. Эти приборы с синей рамкой, по-прежнему пользуются уважением многих серьезных звукорежиссеров. Может быть, один из лучших примеров его использования, который я слышал в последнее время, это работа Ray Kennedy (Room and Board, Nashville), который записал альбом Steve Earle & The Dukes «I Feel Alright». Я встретился со Стивом, когда он играл в Бостоне, и он пошутил, что они чуть не назвали этот альбом 1176.
 
Universal Audio 1176 LN
 
Первые приборы с голубой рамкой вокруг индикатора были заменены на 1176 LN с черной лицевой панелью. Маркировка LN якобы означала низкий уровень шума (low noise), но я думаю, что это скорее означало меньше шума (less noise). Можно также отметить что этот прибор вырос в цене в четыре раза только за последние два года. Это великолепное устройство с уникальным характером звука и очень сильным эффектом присутствия. Он очень легок в использовании, и нет необходимости сильно ломать голову, чтобы понять, почему настолько возросла популярность этого прибора.
 
Как и его предшественник, он имеет четыре кнопки выбора коэффициента компрессии. Звукорежиссер по микшированию Майкл Брауэр (Michael Brauer) (я уверен, что он навяжет мне договор за использование этой информации) как по секрету рассказал мне, что можно нажимать все четыре кнопки одновременно. Ух ты! Это самый агрессивный звук, который я когда-либо слышал на каком-либо приборе, за все время моей сознательной жизни. Это настолько сильно звучит, что вам тут же захочется использовать этот эффект, хотя я настоятельно предупреждаю не злоупотреблять этим. Если все же вы решились проделать этот трюк с четырьмя кнопками, советую не смотреть на измерительный индикатор, не приняв значительную дозу Драмамина (препарат от укачивания). Всего было выпущено четыре реинкарнации этой модели выполненных с черной лицевой панелью, но мне лично не совсем понятно, в чем их различия. Я обнаружил, что модели с более ранними серийными номерами, кажется имеют более насыщенный тон, в то время как модели с более поздними серийными номерами звучат немного ярче и имеют более быстрый отклик.
 
Модель 1178 это stereo/ dual mono версия 1176 с объединенным регулированием. Это очень полезный прибор и он имеет свой особый характер звучания. Я слышал, что была выпущена версия с черной лицевой панелью, но я лично никогда ее не видел.
 
Что касается 1176 LN с серебренной лицевой панелью, бухгалтеры производителя видимо заставили инженеров вынуть входной трансформатор (моя гипотеза), и устройство уже не имело такой богатый тон. Трюк с четырьмя кнопками уже не работает. В любом случае он все же лучше чем большинство новых лимитеров имеющихся на рынке сегодня, но он все же не настолько хорошо как 1176 LN с черной панелью. UREI допустили аналогичную ошибку и с LA-4, хотя я лично не считаю что серебренная модель LA-4, настолько же неудачна как серебряная 1176 LN. Когда дело доходит до компрессоров/ лимитеров черная модель UREI, – это  прекрасно!
 
 
 
Universal Audio 1176 LN
 
Примерно в то же время когда происходили все вышеописанные события, небольшая фирма из штата Массачусетс под названием DBX создала компрессор/ лимитер названный 160. Как и LA-3A и LA-4 это было устройство размером вдве рэковые единицы, высота (RU), и в половину стандартной ширины 19-дюймового рэка, что позволяло объединять два прибора и монтировать в рэковую стойку. Это один из моих самых любимых лимитеров для ударных инструментов. Нам всем пришлось страдать от того друга-барабанщика,который с азартом вступает в начале каждой новой части песни, и вы вероятно помните как этот умник лупит по бочке на 2 дБ громче в начале каждого припева. Так вот, это мой любимый прибор для контроля такого чрезмерного азарта.
 
DBX 160 имеет огромный "захват", а при грамотном применении он может вырезать необходимый динамический диапазон практически из любого материала. Вы должны соблюдать осторожность и  не злоупотреблять, но при правильном использовании он может помочь решить много проблем. Модель 161 это несбалансированная версия 160, и она работает настолько же хорошо. Она может быть сбалансирована с помощью трансформатора. Благодаря этому вы сможете достичь звука с более «жирным тоном» чем дифференциальная сбалансированная схема в 160. Используйте хороший трансформатор! Для достижения наилучшего результата, обратитесь к грамотному техническому специалисту, который действительно разбирается в аналоговых схемах.
 
 
DBX 160
 
Модель 162 это стерео версия 160, работающая на спаренном наборе элементов управления. Я обнаружил, что его можно наилучшим образом использовать на стерео шине барабанов. Это не мой фаворит для двух канальной шины микширования, но может быть вы сможете достичь более лучших результатов.
 
Приборы, которые считаются винтажными, или по крайней мере наиболее желаемы в мире транзисторных приборов это компрессоры/ лимитеры фирмы Neve. Подлинные приборы были примерно 5,25 дюймов и поставлялись для консолей, как правило для панелей индикации. Они не были предназначены для монтирования в рэковые стойки. Наиболее часто встречаемые модели это 2254/А и 2254/E.
 
Модели 2254/А и 2254/E практически идентичны, разница заключается лишь в функции лимитирования. 2254/А имеет фиксированное время атаки, а 2254/E имеет опцию выбора медленной и быстрой атаки. Если вы дружите с паяльником и умеете читать схемы, то не сложно изменить время атаки в 2254/А, и сделать медленное время атаки в 2254/E (по крайней мере, так заявляет Burt Price из нашего технического отдела). Я лично считаю, что более медленное время атаки является более музыкальным. В обоих приборах доступны различные варианты коэффициента компрессии. Коэффициент 3:1 –  мой любимый, но ваши эксперименты могут привести вас к иным выводам. 

Модель 2254 устанавливалась на старых (темно-серых) консолях Neve 80 серии. Когда производитель изменил цвет консолей на светло серый и начал использовать черные пластиковые ручки с различными оттенками синего цвета на колпачках регуляторов, была добавлена дополнительная цифра "3" в начале номера модели. Таким образом, модель 32254/E это то же самое что и 2254/E, за исключением цветового решения.

Следующая в развитии модель была 2264/A, более часто встречаемая как 32264/A. В то время как 2254 почти квадратные по форме, 32264/A имеют 1.75 дюймов в ширину и около 8 дюймов в высоту. Эти приборы имеют сильные различия, как в функциональном плане, так и в тоне своего звучания. 

Самое быстрое время восстановления у модели 2254 составляет 400 мс на компрессоре и 100 мс на лимитере. В модели 32264/A, самое быстрое время спада 100 мс на компрессоре и 50 мс на лимитере. Это дает вам неограниченный простор для новых возможностей. Также, имеется опция объединения в стерео режим в самом модуле, а не в качестве внешнего решения как в модели 2254. Также можно отметить, что связывающие шины "А" или "B" позволяют объединять несколько устройств в консоли.

 Читать далее Часть II  

 

перевод RustGL

Вернуться назад

© 2009-2019. Интернет-портал профессионального музыкального оборудования.
Телефон: +7 (916) 705-09-59   E-mail: info@proitems.ru   605-186-939
При копировании материалов с сайта обязательна ссылка на источник. Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.