Добро пожаловать, Гость! Авторизоваться или зарегистрироваться.
  Ваша корзина пуста!
Рубрики
Голосования
07 июля 2010

Использование популярного лампового Channel Strip LA-610 MkII

Channel Strip LA-610 MkII  

 Автор Gino Robair

 

В области звукозаписи, звукорежиссеры часто используют термин "channel strip" для обозначения профессионального студийного оборудования,  которое имеет структуру микшерного модуля с широкими функциональными возможностями: усилитель, эквалайзер, и динамический процессор. LA-610 MkII Classic Tube Recording Channel полностью соответствует этому определению, обеспечивая наиболее доступный способ получить звук высокого качества продуктов Universal Audio при записи на жесткий диск или магнитную ленту.

 

LA-610 MkII сочетает в себе ламповый предусилитель с оптическим компрессором, две винтажные схемы, которые усовершенствованны благодаря использованию современных и высококачественных компонентов. Все это обеспечивает при необходимости очень чистое усиление, а также широкий набор вариантов ламповой окраски. Характер звучания  старой школы, компрессия по типу LA-2A, электро-оптический компрессор/ лимитер очень хорошо подходят для широкого круга применения, в особенности для записи вокала, гитар, и баса. Результирующая компрессия получается мягкая, плавная и равномерная, которая может настраиваться для достижения как классического, так и современного характера звучания.

Теперь мне бы хотелось объяснить, как использовать важные особенности LA-610 MkII в реальном применении и продемонстрировать, как легко можно получить хороший звук, я поделюсь с вами несколькими быстрыми рецептами для записи голоса, акустической гитары, электрической гитары и баса. Затем, вы сможете подкорректировать настройки, чтобы они лучше соответствовали вашей музыке.

Я не буду вдаваться в подробности о том, почему каждый компонент выполняет те или иные функции. В руководстве это достаточно хорошо описано на простом английском языке. Вместо этого, давайте рассмотрим две основных секции LA-610 MkII и узнаем, как максимально эффективно их использовать.

411 на основе 610

Первоначальная схема предусилителей 610 Universal Audio была несколько модифицирована в LA-610 MkII. Прежде всего, было добавлено небольшое усиление в высоких частотах, чтобы компенсировать ту теплоту, которую окрашивает секция компрессора. Также имеется возможность фильтрации с помощью эквалайзера высоких и низких частот, что позволяет вам еще лучше сформировать ваш звук.

 Когда музыканты думают о вакуумных лампах, они иногда ошибочно отождествляют их с искажениями. На самом деле, хорошо спроектированная ламповая схема может обеспечить чистое усиление звука, если вы правильно установите усиление входного уровня. Когда вы разогреваете лампы немного сильнее, они начинают подчеркивать четные гармоники входного сигнала, которые многие люди характеризуют как "музыкальные" или "теплые". В общей сложности в схеме  LA-610 используются 5 ламп. Некоторые из них задействованные в схеме предусилителя, в то время как другие регулируют характеристики компрессии, обеспечивая бесконечное разнообразие звуков от чистых до насыщенных гармониками.

Предусилитель обеспечивает достаточное усиление для каждого типа микрофона – динамического, ленточного, конденсаторного, а также для гитар и басов, с активными или пассивными звукоснимателями. Вы также можете использовать линейный вход, чтобы добавить ламповый окрас сигналу линейного уровня, получаемого с клавишных инструментов, или с уже записанных треков.

Все дело заключается в понимании того, как правильно установить настройки усиления и уровня. 

Чистый звук

Как показывает практика, самый лучший способ усилить ваш сигнал и добиться его чистоты, это установить ручку усиления в самое минимальное положение в то же время с помощью настройки уровня добиться желаемой величины усиления которая вам необходима. Настройки регулятора Уровня, в положении между 5 и 7, обычно дают чистый сигнал; однако, в конечном итоге принимающее устройство определяет выходное усиление.

Поэтому, если вы используете микрофон и хотите усилить входной сигнал с минимально возможной окраской звука, включите обход секции компрессора, установите ручки усиления на -10 и медленно увеличивайте регулятор уровня примерно до 7. Если микрофонный вход настолько усиленный, что вы не можете настроить регулятор уровеня выше 3 или 4, включите переключатель -15 pad на панели управления. (Помните, что переключатель pad работает только с микрофонным входом. Он не работает, если вы используете вход DI или линейный вход.)

Как вы сейчас увидите, я использую этот подход, когда хочу начать с неокрашенного тона для записи сессий, рассматриваемых в этой статье.

Окрашенный звук

Конечно, будут случаи, когда вы захотите воспользоваться всеми преимуществами ламп и добавить немного окраса в вашу музыку. В зависимости от входного сигнала, наиболее быстрый способ добиться этого – выставить высокие значения усиления при низких настройках уровня. Затем, вы можете сжать сигнал с помощью компрессора, или лимитера, а также использовать его настройки усиления для еще большего добавления окраса. Сейчас я покажу вам пример этого, с использованием электрогитары и баса.

Компрессия, легкий подход

После предусилителя 610 и эквалайзера следует компрессор, который основан на схеме легендарного Teletronix® LA-2A одного из самых популярных динамических процессоров, производившихся когда-либо. Название «LA» расшифровывается как leveling amplifierуровневый усилитель. Задумайтесь о том, что означает эта фраза: это схема, которая обеспечивает выравнивание динамического диапазона сигнала! В наши дни, это относят к компрессорам, но сторонник концепции выравнивания.

Компрессия обеспечивает два основных преимущества при записи и микшировании. Во-первых, она автоматически снижает уровень громкости резких пиков, что позволяет повысить общий уровень трека в миксе, и при этом сделать более заметными тихие и  скрыты части. Например, вокальный трек часто имеет широкий динамический диапазон, который может заставить вас снизить общий уровень громкости. В результате, часть слов песни будет теряться в миксе, когда вы добавите все остальные трэки. Вот где компрессор может быть очень полезным! Будьте аккуратны при выравнивая пиков, вы можете усиливать трэк чтобы услышать все нюансы голоса певца.

 Во-вторых, компрессор обеспечивает стабильность звучания инструментального или вокального исполнения при его разумном использовании. Так как различные частотные диапазоны инструментов обладают различными уровнями громкости, компрессор используется для того, чтобы сделать звучание каждого звука согласованным. Это еще одна причина, почему звукорежиссеры часто компрессируют электрический бас и гитары, а также ударные инструменты, такие как бочка. Это позволяет им сделать все ноты согласованными, в то же время предавая тон самого инструмента.

 Что меня радует в компрессоре/ лимитере LA-610 MkII, так это простота его использования: одна ручка «срез пиков» регулирует почти каждый аспект схемы. Компрессор/ лимитер реагирует на частоту и интенсивность входного сигнала, автоматически регулируя настройки нескольких параметров, поэтому вам не придется о них даже думать. Все, что вам нужно сделать, это поворачивать регулятор «срез пиков» и слушать. Нет необходимости беспокоиться о коэффициентах сжатия, времени нарастания и затухания, а также кривых излома. Оптико-электронная схема компрессора превосходно работает с мельчайшими деталями музыкального материала в зависимости от того, что вы записываете, и в то же время предоставляет вам простор для креативности.

 При уменьшении уровня выходного сигнала, используйте ручку Гейна компрессора для усиления скомпрессированного/ лимитированного сигнала. При этом сигнал также проходит через ламповую схему для обеспечения дополнительных тембральных оттенков. 

Если вы уже знакомы с работой компрессоров и вам нужен ориентир с чего начинать, коэффициент сжатия компрессии на LA-610 MkII начинается с 3:1. Это обычная настройка для записи таких инструментов, как акустическая гитара и вокал, где вам обычно необходима прозрачная компрессия. Кроме того, схема прибора начинает работать с времени нарастания 10 мс, которое изменяется в зависимости от входного сигнала, так же двухступенчатое затухание начинается с 60 мс для первой части, и от 1 до 15 секунд для оставшейся части (в зависимости от частотного состава сигнала). Следовательно, LA-610 MkII придает естественное затухание окончанию каждой ноты, в не зависимости от того что вы записываете. В этом заключается магия электро-оптических компрессоров. 

Как избежать искажений

Вход/ выход на LA-610 MkII довольно простые, но имейте в виду, что разъем линейного выхода XLR, передает профессиональный уровень сигнала в четыре децибела +4dBu. Если вы подключите LA-610 MkII к микшеру для записи, у вас не должно быть каких-либо проблем для получения чистого, неискаженного сигнала. 

Тем не менее, могут возникнуть проблемы при подключении выхода LA-610 MkII напрямую на вход звукового интерфейса, который будет принимать широкий диапазон линейных входных сигналов, таких например как Avid’s M-Box 2. При подключении выхода LA-610 MkII к M-Box 2, сначала выберите DI/ Line в качестве источника входного сигнала для канала этого интерфейса. Затем установите ручку настройки входного канала влево против часовой стрелки до упора и включите кнопку Pad на интерфейсе для получения +4 дБ входного сигнала (с запасом в 17 дБ с помощью настроек входа на M-Box 2). Наконец, подключите линейный выход LA-610 MkII к соответствующему каналу ¼" линейного входа TRS на M-Box 2. Вам понадобится кабель с обхватывающим разъемом XLR на одном конце (который подключается к линейному выходу LA-610 MkII) и TRS штекер на другом конце, который подключается к интерфейсу (см. фото). Вы также можете использовать адаптер TRS, который присоединяется к вставному штекеру XLR микрофонного кабеля.

 Если вы захотите напрямую подключить инструмент с линейным уровнем, такой как например синтезатор к LA-610 MkII, сначала подключите его к линейному входу на задней панели, перед тем как использовать вход DI. Если на вашем синтезаторе имеется выход ¼", вам необходимо использовать кабель со штекером ¼" на одном конце (для синтезатора) и входной штекер XLR (для линейного входа LA-610 MkII) на другом. Хотя вход DI предназначен для гитар и басов, он может добавить характерный винтажный звук более старым  электромеханическим синтезаторам, которые имеют более низкий выходной уровень, таким как Fender Rhodes, электрическое пианино Wurlitzer и Hohner Clavinets. 

Не бойтесь использовать VU- индикатор

Так как компрессор LA-610 MkII выполняет много работы за вас, VU-индикатор оказывается очень полезным для настройки и согласования уровней. Измеритель имеет три опции настроек, прежде всего потому, что есть три области, которые вы бы хотели контролировать. Настройка предусилителя, как следует из названия, показывает уровень вашего входного сигнал на предусилительном каскаде. С другой стороны, вы можете переключить измеритель на выход, чтобы контролировать компенсирующее усиление после обработки компрессором/ лимитером. Настройки выходного измерителя (а также ручка усиления рядом с ним) функционируют только когда задействован компрессор/ лимитер.

Хотя это может показаться запутанным, если вы никогда не пользовались этим раньше, но настройка (GR) - срез пиков полезна и проста для понимания. Она просто показывает, насколько срезаются пики сигнала компрессором. Черные цифры над линиями указывают количественный показатель dB среза пиков. Таким образом, если вы хотите срезать пики на 3 dB, переключите измеритель в положение GR, а затем поворачивайте ручку  «срез пиков» так, чтобы указательная стрелка колебалась у линии -3. Иными словами, чем выше будут настройки «срез пиков», тем больше указательная стрелка будет колебаться при высокой громкости. 

 Многие звукорежиссеры ведут записи в своем журнале и отмечают величину среза пиков, которую они использовали при записи того или иного инструмента. Таким образом, позже они могут быстро воссоздать этот звук. Если измеритель стоит на месте, а вы считаете, что он должен двигаться, проверьте, включен ли компрессор или лимитер, либо вы выставили GR и «срез пиков» на нулевом уровне, или если выбрано положение Output, а ручка гейна стоит в нулевом положении. 

Запись вокала

Так как голос может изменяться от шепота до крика, вокальные треки, как правило, значительно улучшаются при выравнивании, добавляете ли вы компрессию во время записи или при микшировании. Чем хорош LA-610 MkII, так это тем, что при необходимости он обеспечивает достаточный объем чистого усиления и прозрачную компрессию, а также позволяет добавить характер голосу певца, используя ламповый каскад как предусилителя, так и компрессора.

 Например, недавно я использовал широкомембранный конденсаторный микрофон с LA-610 MkII для записи вокалистки поющей песни в стиле кантри-рок. Так как я хотел получить чистый звук, я выставил регулятор усиления предусилителя на 0 и регулятор уровня на 4,5. В результате получился чистый звук, но немного богаче тембром, чем тот, который бы я получил, если бы выставил усиление на -5 или -10, а уровень на 7.

 Для вступительной части песни, которая имела неплотный аккомпанемент, я также добавил 1,5 дБ на эквалайзере голосу на 200 Гц, чтобы получить едва различимое низкочастотное повышение её голоса более контролируемым путем, а не настройкой «эффекта близости» от расположения микрофона.

 Мелодия и текст песни обеспечили вокальной части довольно широкий динамический диапазон, который я сгладил, включив компрессор и задействовав срез пиков на уровне усредненного значения –6 dB в более напористой части песни. Это придало её голосу жесткость, которая соответствовала эмоциональности песни, одновременно повышая тихие части для их отчетливой слышимости. И когда она переходила к более уточённым "ла-ла-ла" частям припева, срез пиков уменьшился соответствующим образом, в результате я добился более легкого звучания.

Обратите внимание, что срез пиков на величину от -6 до -10 dB позволил мне повысить общий вокальный трек на эту же величину. При использовании этой величины среза пиков и включаете этот трек в режим соло, вы можете услышать компрессию на голосе. Однако, как только вокал звучит в контексте всего микса, компрессия становиться незаметной.

Также было еще одно неожиданное преимущество использования высокого коэффициента среза пиков в ходе этой записи. В результате компрессии была подчеркнута естественная реверберация помещения, в котором мы записывали голос. Даже вместе с миксом, вы можете услышать в её голосе красивую, естественную угасающую реверберацию объёмной комнаты.

Бэк-вокал тоже значительно улучшается после выравнивания LA-610 MkII. Так как бэк-вокал находятся в миксе позади основного вокала, очень важно чтобы каждое слово было отчетливо слышимым в песне.

Акустическая гитара

Одной из основных причин, почему звукорежиссеры добавляют компрессию на акустические гитары это необходимость в выравнивании, так как гитара имеет большой динамический диапазон, а гитаристы могут использовать различные техники звукоизвлечения от боя и перебора до игры медиатором, а также некоторые ноты и аккорды могут звучать громче или тише, в зависимости от того в каком положении они играются. Опто-компрессор, например такой, как в LA-610 MkII, превосходно выравнивает сигнал, не делаю свою работу заметной для слушателя.

 Для этой акустической песни, где энергичный бой был главным ритмическим рисунком, я использовал небольшой конденсаторный микрофон с кардиоидной диафрагмой и расположил его в 6 дюймах от грифа и направил на 12 лад. Я начал с чистых настроек предусилителя (усиление -10, уровень 7), а затем добавил с -3 до -6 дБ компрессии, установив регулятор чуть выше 6. Однако, гитарист захотел добавить немного больше резкости в звуке, и после небольшой настройки, мы остановились на нулевом усилении с уровнем на 5,5. Затем, я использовал эквалайзер для удаления 1,5 дБ на частоте 200 Гц, что позволило компрессору работать более плавно, ввиду энергичной гитарной части.

 В следующей песне, в которой использовался перебор, я расположил широкомембранный конденсаторный микрофон с кардиоидной диафрагмой, в 8 дюймах от 12 лада. Я направил микрофон немного к резонаторному отверстию с целью захватить как яркость перебора, так и теплые и звонкие качества корпуса гитары. Настроить хороший баланс частотного диапазона гитары было легко со следующими настройками преампа: усиление -5 и уровень 7,5. Добавляя от -3 до -6 дБ сжатия, я даже смог естественно и мягко выровнять акценты.

 После нескольких вокальных дублей для этой композиции, певица решила, что хочет перезаписать песню с фольклорным гитарным звуком конца 60-ых годов, наподобие того  что вы можете услышать в альбомах Ника Дрейка (Nick Drake). Чтобы получить этот «шерстяной» звук, я снизил уровень до 4,5 и поднял усиление до +5, чтобы разогреть лампу немного сильнее. Последние штрихи это повышение на 3 дБ эквалайзера на 200 Гц, наряду с высокочастотным срезом на -3 дБ при 7 кГц. Так как предусилитель LA-610 MkII имеет несколько более чистый звук, чем ранние 610 модели, я смог добавить немного аттенюации на выскоих частотах и при этом не сделав трек приглушенным. Добавление компрессии от -3 до -6 дБ округлило резкость гитарного звука и обеспечило теплоту и натуральность звучания дерева, что оказало голосу прекрасную поддержку.

 Послушайте  примеры записи Акустической гитары

(Сначала напрямую через LA-610 MkII, без компрессии. Потом, с легкой компрессией, без эквалайзера. И, наконец, с легкой компрессией и с окрашиванием эквалайзером)

Электрогитара

Одно что можно точно сказать по поводу LA-610 MkII, это то, что он очень хорошо работает с электрическими гитарами. Каждое из пяти положений звукоснимателей на моем Fender Stratocaster звучало четко и музыкально, когда я подключил его во вход DI, задействовал Hi-Z 2.2M в соответствии с сопротивлением пассивных датчиков, и с наиболее чистыми настройками гейна: усиление -10, уровень 7.

 Гитарная партия этой песни содержала как ритмичный аккордовый аккомпанемент, так и отдельные ноты. Для того чтобы обезопасить себя и не беспокоиться о цифровых искажениях, я решил ограничить сигнал. Однако, потребовалось только сжатия на -3 дБ.

 Я использовал VU-индикатор, чтобы правильно установить уровень выходного сигнала, используя настройки предусилителя для несжатого сигнала и выход для сжатого сигнала. Переключаясь между двумя режимами, а также следя за входные индикаторы моего DAW, мне удалось получить настолько сильный сигнал, насколько это было возможно (при этом используя максимальное количество бит), не опасаясь цифровых искажений. К этому моменту корректировка эквалайзером уже не была нужна: «Весь звук гитары был как надо!».

 Для записи гитарного ритм трека в стиле Rolling Stones, я увеличил усиление LA-610 MkII до 10 и установил уровень на 5, что заставило компрессор работать несколько жестче. Это сделало звук гитары шире, без его распада на искажения по типу фуза. Так как гитарная партия была очень перкуссивной, мне пришлось установить ручку «срез пиков» от 6,5 до 7, в режиме GR, с показателями VU-индикатора от -15 до -20 дБ. Это добавило некоторые хлопки к резким transients, которые красиво вписывались в партию барабанов. Установив ручку усиления компрессора на 4, я смог удерживать сигнал в зоне 75% от моего входного сигнала DAW.

Когда вы используете такой большой коэффициент компрессии, происходит изменение тона входного сигнала. В моем случае, компрессор округлил самые высокие и самые низкие частоты несколько больше, чем было нужно для этого трека. Поэтому, я оживил тон на +1,5 дБ на 7 кГц, а также добавил +3 дБ на 200 Гц. Я пришел к этим настройкам, слушая, как гитара сочетается с остальными инструментами, и эти незначительные изменения помогли гитаре Strat сохранить её естественный звук, который прекрасно зазвучал во всем миксе.

Электрическая бас-гитара

Играете ли вы медиатором или перебором, резкие transients и низкие ноты электрической гитары требуют некоторого выравнивания. Схема T4 в LA-610 MkII естественным образом подходит для этого инструмента, и не только потому, что время нарастания может великолепно обрабатывать ударные качества резких и хлопковых звуков, но и потому, что двух-шаговое время затухания компрессора обрабатывает низкие частоты и продолжительные ноты очень естественным и музыкальным образом.

 Вот настройки, благодаря которым я смог наилучшим образом воспользоваться ламповой окраской и характером звучания эквалайзера предусилителя. Я использовал бас с активными звукоснимателями, и начал с усиления 0 и уровнем 4,5 – чистый, но уверенный звук. Тем не менее, ноты взятые медиатором, даже при средней динамике, перегружали мой DAW, и загоралась красная лампочка.

Я включил лимитер и выбрал значительный коэффициент сжатия (индикатор-VU в режиме GR колебался в районе от -15 до -20 дБ), просто чтобы контролировать уровни необходимые для моего DAW чтобы обработать партию баса которую я задумал. Очевидно что на тот момент, сигнал был, пережат; атака была спокойнее, чем продолжительные части нот. Я решил идти от обратного, сначала я нашел максимальные значения, а затем стал уменьшать «срез пиков» и подбирать усиление. Вскоре я нашел настройки, которые не только выровняли пики и тон партии, но при этом сделали звучание инструмента естественным и не скомпрессированным.

Трюк при записи баса заключается в том, чтобы установить компрессор таким образом, чтобы тон не увеличивался неестественно по громкости при резких и хлопковых нотах.

Компрессор LA-610 MkII также хорошо сочетается с любыми настройками эквалайзера. Вы можете получить напористый бас, выставив усиление на 10 и уровень ниже 5, а затем подчеркнуть низкие частоты, добавив 3 дБ на 70 и затем сжав сигнал лимитером. Чтобы получить звук, который отлично подходит для регги, просто выставьте высокие частоты  эквалайзера на 4.5 кГц и приберите усиление до 0.

Это только начало

Как только вы почувствуете и поймете, как работают и взаимодействуют все основные разделы управления LA-610 MkII, они начнут вдохновлять вас. Просто не забывайте про то, как работает усилительный каскад, а также кокой уровень сигнала вы посылаете на записывающее устройство. После этого у вас не должно быть никаких проблем при изучении различных оттенков, которые обеспечивают усилитель и компрессор LA-610 MkII.

 

 


 


 

 

Gino Robair

Вернуться назад

© 2009-2019. Интернет-портал профессионального музыкального оборудования.
Телефон: +7 (916) 705-09-59   E-mail: info@proitems.ru   605-186-939
При копировании материалов с сайта обязательна ссылка на источник. Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.